14 ноября исполнилось 100 лет со
дня рождения советского детского писателя и драматурга Льва Ефимовича Устинова
(настоящее имя Гольдштейн). Участник Великой Отечественной войны Лев Устинов
пришел в детскую литературу сразу после Победы. Для детей он поставил на сцене
множество спектаклей по собственным сказкам: «Бочка меда», «Недотрога», «Остров
пополам», «Великий лягушонок».
Лев Ефимович Устинов родился 14 ноября
1923 года в Москве, в семье бухгалтера и портнихи. Родители были люди
бесстрашные и незаурядные. Отвоевали на фронтах гражданской войны и проявили
себя в мирное время.
Отец работал в Наркомтяжпроме у Орджоникидзе. Он был начальником методического отдела, разработал систему социалистического учета и придумал фонд заработной платы для советских предприятий.
Мать будущего писателя была довольно
известная в Москве портниха. Обшивала сановную публику. Среди её заказчиков
были: семья Микоянов, Евлалия Гоглидзе (жена первого зама Берии в МВД), Вера
Львовна Вовси (жена знаменитого врача) и даже дочь Сталина.
У отца Устинова был друг — директор
Московского ТЮЗа, а мать сама была завзятой театралкой. Так что и ТЮЗ, и другие
театры были с детских лет доступны юному Льву. Он и сам играл в ту пору в
школьном театральном кружке. На школьный спектакль «Слугу двух господ», где
Устинов играл Труфальдино, пришли знаменитые актрисы вахтанговского театра
Мансурова и Львова. После спектакля делились впечатлениями, и Мансурова,
показав на Льва, сказала: «А этому мальчику от театра никуда не деться».
В 41-м Устиновы всей семьёй ушли
добровольцами на фронт. Вскоре под Вязьмой мать была контужена, отец ранен в
голову.
Лев Ефимович прошёл дорогами войны от
Москвы до Праги. Был связистом. “За нашим братом немцы охотились с особой
тщательностью: прервать связь — выиграть бой, сражение”, – вспоминал он в одном
интервью. С фронта вернулся с орденом Отечественной войны и тяжелой контузией:
в висевший через шею бинокль попал осколок снаряда — бинокль спас Устинову
жизнь, но от удара образовалась открытая язва, которая долго не заживала.
После войны работал на стройках Средней
Азии. Учился в Литературном институте, но не окончил. Печататься начал с 1947
года.
В начале 60-х годов совместно с Олегом
Табаковым написал для театра «Современник» сказку «Белоснежка и семь гномов».
Автор известных детских сказок «Лесная песенка», «Большая погоня», «Неделя
рыжего кота», «Недотёпино королевство», «Хитрый талант».
В шестидесятые-семидесятые годы был
самым репертуарным детским драматургом — его пьесы «Бочка меда», «Остров
пополам», «Великий лягушонок», «Недотрога» шли в Советском Союзе, Греции,
Америке и Африке. Его «Город без любви» и «Остров пополам», «Цыганская сказка»
и «Знаменитый оружейник» стали яркой иллюстрацией основных чаяний 60-х и общего
направления в литературе того времени.
В 1990-е годы написал много детских
сказок. Наиболее известные: «Лесная песенка», «Большая погоня». В сказках
Устинова много ремарок, авторских размышлений, лирических отступлений,
создающих определенное настроение. Некоторые ремарки настраивают зрителей-детей
на различного рода игры, затеи. Сказочные царства-государства, придуманные
Устиновым, несут на себе черты современного мира, цивилизации, технических
«чудес».
В Германии Устинова считают одним из
самых знаменитых сказочников нашего времени и величают современным Андерсеном.
В Швеции сравнивают с Астрид Линдгрен, «матерью» Карлсона, который живет на
крыше. На Кипре объявили чуть ли не национальным героем — в театрах маленького
островного государства идет восемь пьес-сказок русского драматурга. Одна из
местных газет написала: «Сказки Устинова — это море, в котором каждый заплывает
так далеко, как позволяют силы».
Фантастика Устинова не выходит за
пределы сказочности. Писал в основном для дошкольников и младших школьников.
Единственное исключение — юмористический детектив для подростков «Попугай из
приличной семьи».
Награждён национальной премией университета
Ферары, президентским грантом «За особые заслуги перед Российской
Федерацией».
Скончался 9 января 2009. Похоронен на
Донском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий