Методические пособия

Клубные объединения    как библиотечная модель развития читательских компетенций

Клубные объединения как библиотечная модель развития читательских компетенций : методическое пособие / МБУ Жирновская  межпоселенческая централизованная библиотечная система, сост. Е.В. Баранова. – Жирновск, 2018. – 12 с.
В методическом пособии рассмотрены функции клубной работы, основные виды клубов по интересам и кружков, этапы их создания.

Клубная деятельность в российских библиотеках имеет почти вековую историю, начиная с 20-х годов XX столетия, когда при массовых библиотеках создавалось большое количество кружков, различных студий и клубов. 
Как и прежде, работа с клубами и читательскими объединениями имеет важное общественное значение. С одной стороны, клубы помогают людям обрести большую уверенность, способствуют самоутверждению личности. В клубах усваивается опыт общения, уважение к инакомыслию, формируется терпимость и ответственность. 
С другой стороны - клубы позволяют библиотеке обрести более прочную социальную основу, расширить свои возможности в организации свободного времени жителей, как крупного промышленного мегаполиса, так и небольших сел и поселков в российской глубинке.
В библиотековедческой литературе Вы можете встретить понятия «клубы по интересам», «любительские объединения», «объединения по интересам» и т.д.
В терминологическом словаре   «клуб по интересам» определяется как «действующее при библиотеке объединение пользователей на основе общности интересов». 
Клуб – это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.
Виды клубов по интересам можно выделять по разным признакам.
По тематике, по ведущей проблематике, в соответствии с групповыми интересами читателей. Наибольшее количество клубов, действующих на базе библиотек, посвящено эстетической проблематике (музыка, изобразительное искусство, театр, литература, поэзия и т.д.), большое распространение получили клубы, чья деятельность связана с домоводством, рукоделием и т.д. 
Работа литературных объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя беседы, "круглые столы", тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, часы поэзии и т.п.  Благодаря этим клубам имена местных поэтов становятся известны широкой публике.  
В настоящее время также получили распространение клубы по экологическому просвещению. Распространение экологических знаний по-прежнему остается важным для библиотек и давно ясно, что будущее планеты, "малой родины" и каждого человека во многом зависит от решения проблем окружающей среды, экологической культуры каждого. Поэтому, наличие в библиотеках клубов по экологическому просвещению населения закономерно. В основном это клубы для детей и подростков. В рамках таких объединений проходят "круглые столы", брейн - ринги, диалоги, уроки по экологии, экспресс - информации, экологические КВНы, литературно - познавательные игры, занимательные конкурсы для детей.
Приоритетным направлением в работе библиотек всегда было и продолжает оставаться краеведение. Ведь без знания своей истории и корней нельзя ни понять, не оценить по достоинству день сегодняшний, представить себе будущее. Поэтому большинство библиотек проводят краеведческую работу с читателями.  Одной из форм этой деятельности стало создание клубов соответствующей направленности. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям уважение к памяти предков, гордость за своих талантливых земляков, а также пополнить их знания об историческом и культурном наследии родного края.
Пристального внимания заслуживает организация при библиотеках театральных объединений. Театр в библиотеке существовал еще с конца XIX века, но в наши дни кроме традиционного драматического театра открыты и другие – кукольные, пальчиковые, театр книги, театр теней. В некоторых библиотеках созданы специальные центры по развитию интеллектуальных и творческих способностей пользователей. 
По возрасту участников. В детских библиотеках организуются клубы для детей разного возраста разных форм: клуб по определенной проблематике, например, юного эколога, краеведа, литературно-музыкальный салон, театр сказок, кружек талантов, настольных игр, рукоделия, творчества и другие. Библиотекари стремятся использовать элементы игры, соревнования, в которых наиболее ярко проявляется активность юных читателей. Каждая библиотека находит свой индивидуальный подход к работе, создает свой, неповторимый имидж.
Накоплен опыт юношеских клубов. Желанию молодежи поспорить соответствуют дискуссионные клубы. Потребности самоутвердиться, повысить социальный статус отвечают клубы интеллектуальной молодежи конкурсного характера типа «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др. Возможность продемонстрировать свои творческие способности позволяют клубы самодеятельного творчества (например, клуб гитарной песни), экологического и краеведческого направлений, по патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни и другие.
Но, несмотря на многообразие тематики, есть общие цели работы таких клубов: привить ребятам культуру чтения, способствовать их нравственно - эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь юношам и девушкам выбрать дело по душе, найти свое место в жизни.
Поэтому же принципу можно выделить клубы для читателей пенсионного возраста. Обслуживание этой немалой категории читателей по-прежнему занимает большое место в работе библиотек. Оно направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей,  создание для них благоприятного психологического микроклимата. В общении с этой категорией пользователей  библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы и т. п.  Встречи в клубах поднимают настроение и увеличивает жизненный тонус пожилых людей. В целом же зачастую, для многих пенсионеров, ветеранов, инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч. Во многих библиотеках пожилые люди становятся активом, входят в состав совета библиотеки и охотно помогают в работе, опираясь на свой достаточно большой, но нереализованный потенциал.
Работают в библиотеках клубы по признаку пола, но это в основном женские клубы. Они собирают женщин любого возраста и рассматривают проблемы, связанные с домоводством, рукоделием,  кулинарией, самодеятельным творчеством. При этом участницы охотно слушают музыку, стихи, делятся мнением о прочитанном. У них также ярко выражена потребность в общении, самореализации. 
Существуют женские клубы и другой направленности - интеллектуальной. Их посещают, в основном, женщины среднего возраста, которым дорого общение и желание узнать, чем же живет современная женщина. Темы, обсуждаемые участницами таких  клубов, касаются, как правило, семьи, материнства и воспитания детей, положения женщины в обществе и т.д. Встречи в подобных клубах нужны  женщинам, потому что там они получают практические советы на каждый день, психологическую поддержку, учатся понимать себя и своих близких.
Имеется опыт отдельных библиотек, привлекающих «сознательных» отцов для организации кружков, связанных с чисто мужскими делами (столярные, слесарные работы, радио и другие увлечения). Для них библиотеки оборудуют подвал, закупают отходы пиломатериалов и т.д. В последние годы интересы мужчин и мальчиков тесно связаны с компьютерами. В их круг входят игры, элементы программирования, что создает условия для организации клубов для мальчиков и юношей. 
Семейные клубы. Важнейшим направлением в деятельности библиотек является привлечение пользователей к семейному чтению. Стержнем работы в этой области становится возрождение традиций такого чтения и через него - духовное единение родителей и детей. С этой целью в библиотеках создаются клубы, куда приглашаются представители разных поколений. На клубных встречах старше поколение старается передать младшим свои знания и накопленный жизненный опыт. Кроме того, в таких клубах читающие семьи нередко предлагают друг другу прочитанное или подмеченное в книгах, рекомендуют полезные публикации по вопросам воспитания детей, организации быта, свободного времени. 
Возрождение традиций семейного чтения и создание целой сети библиотек семейного чтения способствовали открытию клубов семьи, которые объединяют сегодня представителей разных поколений – от мала до велика. Консолидация семьи, духовное единение «отцов» и «детей», улучшение взаимопонимания, диалог между поколениями – таковы насущные задачи клубов. На заседаниях их участники активно обсуждают проблемы воспитания детей, организации быта и свободного времени. С принятием «Национальной программы чтения» и усилением поддержки читающих семей во многих библиотеках страны были открыты клубы семейного чтения, клубы читающих семей. В наши дни библиотеки успешно разрабатывают и внедряют досуговые программы, ориентированные на читателей разных поколений. 
Некоторые библиотеки предоставляют свои помещения для различных неформальных объединений, например, коллекционеров. Однако библиотека должна проявлять осторожность и, даже идя навстречу пожеланиям читателей, не допустить в свои стены различные секты. 

Функции клубной работы:
1. Самообразовательная функция. Обязательным атрибутом любого мероприятия, проводимого в библиотеке, является пропаганда литературы, раскрытие библиотечного фонда. В целом вся массовая деятельность библиотеки призвана побуждать к чтению. К каждому заседанию необходимо оформлять выставку литературы и сопровождать ее обзором. 
2. Рекреационная функция. Участники клубных объединений отдыхают на заседаниях от повседневных забот, для них это становится привычным способом проведения свободного времени. 
3. Коммуникативная функция.  Функция межличностного общения. С точки зрения социальной психологии клуб по интересам – неформальная малая группа, членов которой объединяет не только увлеченность проблематикой клуба, но и желание общаться с людьми со схожими интересами. Знание социальной психологии и теории малых групп поможет библиотекарям сформировать оптимальное межличностное общение, создать здоровый морально-психологический климат в коллективе. 
4. Творческая (функция самовыражения). Наиболее полно она проявляется в клубах по интересам с элементами самодеятельного творчества.
5. Гедонистическая функция (получение эстетического наслаждения). Посредствам прослушивания музыки, поэзии, встречами с интересными людьми.

Этапы создания клубов по интересам.
Первый этап – принятие решения о создании клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Творческий библиотекарь сумеет организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным, желанным местом проведения свободного времени для читателей. 
При создании клуба следует стремиться к организации оптимального вида. Необходимо всячески поощрять инициативу читателей, создавать систему самоуправления клубом. Это выражается в формировании совета, куда выбираются самые активные читатели. Они – яро клуба, которое принимает участие в подготовке заседаний, причем каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. Эту работу надо поставить так, чтобы она считалась престижной. 

Второй этап – организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба. Обязательно должна быть налажена связь с местными средствами массовой информации. Творческие контакты со СМИ обеспечат рекламу, объявление об очередном заседании, информацию о прошедшем мероприятии. 
Третий этап – выявление и привлечение читателей к деятельности клуба.  С этой целью библиотека должна развернуть грамотную PR-кампанию. В комплексе необходимо провести опрос читателей, выявившее не только желаемую проблематику клуба, но и формы проведения заседаний, удобное время работы и т.д. Необходимо собрать как можно больше пожеланий читателей, изучить их интересы, чтобы в наибольшей мере соответствовать их ожиданиям. 
Объект воздействия: зрители, слушатели – участники мероприятий. Их запросы лежат в основе всей деятельности клуба. Структура клуба имеет свои особенности – равноправные участники действия, происходящего в основном в форме межличностного общения. Организация клуба по интересам начинается с создания инициативной группы, в которую могут войти представители различных организаций. Инициативная группа выполняет всю подготовительную работу: выясняет реальные возможности для функционирования клуба, решает вопросы по материальной базе, направленности, разрабатывает устав или положение, план работы, знаки отличия, где и когда могут встречаться члены клуба, с кем установить деловые связи и контакты. Первая встреча посвящается выборам совета клуба, его председателя, утверждению устава или положения, плана, атрибутов.
Устав, положение – основополагающие документы клуба. Устав может начинаться с эпиграфа, который может быть лозунгом и девизом. Положение утверждается руководителем учреждения, в нашем случае, директором БУНР «Межпоселенческая библиотека». В этих документах прописаны все основные стороны организации и деятельности клуба: наименование, кем организован, где и для кого; цели и задачи; права и обязанности членов; построение клуба и органы самоуправления; структура клуба.

Четвертый этап – разработка символики и атрибутики. С современных позиций ее можно и нужно рассматривать как часть рекламы. Необходимо разработать атрибутику клуба - эмблему, девиз, устав, даже гимн. Многие библиотеки объявляют конкурсы с призами за лучший проект. Психологи считают, что наличие символики, атрибутики позволяет чувствовать себя членом какого-то сообщества, способствует сплочению группы.
Наименование клуба (патриотический, литературный, профориентации, природоведческий, краеведческий, правовой) выражает его направленность, характер деятельности. Затем следует выбрать название клуба.
Цели и задачи вытекают из характера клуба. Членство в клубе ничем не ограничено, состав его подвижен. Наряду с постоянным ядром здесь необходимо привлекать новых посетителей и как раз они станут главным объектом воздействия.

Пятый этап – выбор органов самоуправления – председателя, членов совета, актива.
Организационная структура клуба по интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, председатель, совет (актив) клуба, члены клуба, объект воздействия (участники клубных мероприятий).
Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной активности членов клуба. 
Важной фигурой клуба является его председатель. С точки зрения социальной психологии он – лидер данной неформальной группы. Он создает атмосферу взаимного уважения, пробуждает желание работать вместе, стимулирует деятельность каждого члена клуба. 
Совет (актив) – основной орган клубного самоуправления. Он принимает решения и организует их исполнение. Каждый член совета ведает определенным участком деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.
Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.

Шестой этап – планирование работы клуба. 
План работы – с целью эффективной организации работы клубного объединения руководителем клуба составляется план работы на определенный временной отрезок, как правила, на год. В нем указывают наименования мероприятий, срок исполнения, ответственное лицо, отметка о выполнении. 
Дневник клуба – документ учета всего, что проводится клубом: заседания, встречи, экскурсии, выставки и т.д. 
Сценарии массовых мероприятий – руководителем клуба собираются сценарии всех мероприятий, проводимых на заседаниях.

Седьмой этап – разработка основных форм заседаний клубов. Вся видимая часть деятельности клубов – его заседания. Как показала практика, наиболее плодотворна деятельность тех клубов, заседания которых разнообразны, не похожи друг на друга. Они могут проходить в форме различных массовых мероприятий, традиционных и новых, активных. 
Восьмой этап – пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам – то, что определяет его специфику.
Девятый этап – распределение обязанностей между отделами библиотеки. В деятельности клубов по интересам должна принимать участие вся библиотека. Это одна из сложных форм массовой работы. Она требует постоянного внимания, регулярности, заботы о клубе.
Жизнеспособность клубов в библиотеках определяется не какой-нибудь отдельной темой, сверхзадачей, а, главным образом, атмосферой, которая в клубах складывается. Свободные, простые отношения отнюдь не бесполезны для слушателей. Они знакомятся с новыми книгами, журналами, получают необходимые знания, сами делятся опытом, помогают советами другим, находят единомышленников и друзей.
Кружки.
В отличие от клубов по интересам или любительских объединений, где руководство осуществляется органом самоуправления – будь то совет, бюро, правление, президиум, избранный общим собранием всех членов клуба, - кружки имеют более простую структуру и функции.
Основные цели организации кружка в библиотеках: повышение уровня знаний читателя в определенной области, развитие его творческих способностей и ускорение личностного роста. Кружки создаются по инициативе библиотек в тех случаях, когда нет постоянного активного «ядра» читателей для организации клубной работы.
Кружок – это хорошая проба сил для молодого, начинающего библиотекаря. Иногда библиотека только организует работу кружка, которым руководит педагог или профессионал в какой-либо области деятельности. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год, поэтому состав участников периодически меняется. В наши дни в публичных библиотеках страны открыто множество кружков разного содержательного наполнения для всех возрастных групп пользователей. 
Особо надо выделить деятельность кружков, связанных с продвижением книги, библиотеки, чтения. В библиотеках организованы кружки переплетного дела, библиотечного дела, кружки по культуре чтения. 
Для тех, кто еще только начинает свое восхождение к вершинам профессионального мастерства, предлагается организовать кружок по культуре чтения, важной составляющей Человека читающего.  Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
1. Выявить интересы читателей и найти целевую группу потенциальных участников кружка. Кружок по культуре чтения может быть создан как для однородных, так и для смешанных разновозрастных групп. Надо учитывать, что в смешанных группах развивать подобную деятельность намного сложнее, чем в однородных.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу занятий для кружковцев (см. приложение). Решить вопросы организационно-методического характера – согласовать режим работы, обеспечить информационную поддержку деятельности кружка и др.
3. Довести информацию об открытии кружка до заинтересованных пользователей по всем доступным каналам рекламирования.
4. Предложить методику «обратной» связи, критерий и показатель эффективности внедрения новой формы работы. Необходимо добиваться такого положения, чтобы участники кружка по культуре чтения становились полноправным «сильным звеном» при проведении других мероприятий библиотеки – презентаций книг, обсуждений литературных новинок, встреча с писателями, конкурсов, дискуссий и т.д. Надо помнить, что кружок – это лишь зона ближнего развития. Опираясь на принцип «от простого к сложному», начинающий библиотекарь (а потом и команда единомышленников) со временем сможет достичь библиотечных вершин, превратив кружок в клуб.  




Список используемой литературы

1. Клубы по интересам при библиотеках: дайджест. - Режим доступа: http://centrlib.grodno.by/clubs/ 
2. Ловкова, Т.Б. Библиотека как центр досуга : учебно-методическое пособие / Т.Б. Ловкова. – Москва : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2009. – 104 с.
3. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек : учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – Москва : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 120 с.


Приложение
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО КУЛЬТУРЕ ЧТЕНИЯ
Целевая аудитория – школьники-старшеклассники

Тематика занятий:
1. Функции книги и чтения в обществе.
2. Культура чтения в понятиях и образах.
3. Культура выбора книг. Новые технологии поиска информации.
4. Культура понимания (восприятия) книги. Способы анализа отраслевых и художественных текстов.
5. Исторические уроки творческого чтения: чтение выдающихся людей.
6. Чтение в кругу семьи. Твоя домашняя библиотека.
7. Работа с прочитанным (выписки, план, аннотация, тезисы, конспект, реферат, обзор и др.).
8. Чтение как труд. Психогигиена чтения как умственного труда.
9. Литературные премии. Лауреаты Нобелевской премии по литературе.
10. Чтение и литературная игра. Чтение литературных героев.
11. Чтение и творчество (сочини, нарисуй, спой, выдели и др.).
12. Обсуждение книг (по предложениям школьников).

Комментариев нет:

Отправить комментарий