КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2016 г.
105
лет со времени публикации рассказа
«Гранатовый браслет» А. И. Куприна (1911)
А.
И. Куприн по праву считается одним из лучших писателей-реалистов, творивших на
рубеже 19-20 веков. Одна из излюбленных его тем – любовь, часто трагичная, но
способная возвыситься над обыденностью и пошлостью повседневной жизни.
Необычайным лиризмом проникнуты произведения писателя «Суламифь», «Олеся»,
«Гранатовый браслет».
История
создания рассказа «Гранатовый браслет».
Долгое
время А. Куприн был дружен с семьей Любимовых, занимавшей высокое положение в
Москве и Петербурге. Именно второй город и стал местом действия истории,
которую сын героини охарактеризовал как анекдотическую, а писатель использовал
в качестве основы, когда писал произведение «Гранатовый браслет». В 1910 году
под пером талантливого писателя она превратилась в сюжет одного из самых
«благоуханных» (определение К. Паустовского) произведений о любви.
В книге «На чужбине» Л. Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника Желтого к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери. В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть свое имя объяснялось разным социальным положением и пониманием невозможности каких бы то ни было отношений между ними. Мать, по словам Л. Любимова, вскоре перестала читать эти послания, и лишь бабка всякое утро смеялась, знакомясь с новым письмом. Возможно, все так и закончилось бы, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. Создание ситуации, которая могла расцениваться как компрометирующая, стало последней каплей: брат и жених Людмилы Ивановны отправились к Желтому домой – это была убогая мансарда на 6 этаже – и застали его за написанием очередного послания. Телеграфисту вернули браслет и попросили больше никак не напоминать о себе. О судьбе Желтого в семье Любимовых больше ничего не слышали. Так закончилась реальная история. А. Куприн переосмыслил ее и включил в рассказ «Гранатовый браслет», дополнив своим вариантом концовки.
В книге «На чужбине» Л. Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника Желтого к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери. В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть свое имя объяснялось разным социальным положением и пониманием невозможности каких бы то ни было отношений между ними. Мать, по словам Л. Любимова, вскоре перестала читать эти послания, и лишь бабка всякое утро смеялась, знакомясь с новым письмом. Возможно, все так и закончилось бы, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. Создание ситуации, которая могла расцениваться как компрометирующая, стало последней каплей: брат и жених Людмилы Ивановны отправились к Желтому домой – это была убогая мансарда на 6 этаже – и застали его за написанием очередного послания. Телеграфисту вернули браслет и попросили больше никак не напоминать о себе. О судьбе Желтого в семье Любимовых больше ничего не слышали. Так закончилась реальная история. А. Куприн переосмыслил ее и включил в рассказ «Гранатовый браслет», дополнив своим вариантом концовки.
Вся
суть в финале, именно так считал Л. Любимов, оценивая роль реальных событий в
создании художественного произведения. А. Куприн домыслил произошедшее с
Людмилой Ивановной. В его рассказе Желтков, бедный телеграфист, пишет Вере
Николаевне, главной героине, прощальное письмо и уходит из жизни. Узнав о его
смерти, В. Н. Шеина отправляется к нему на квартиру, желая взглянуть на теперь
уже мертвого тайного воздыхателя, а затем выполняет последнее желание Желткова
- слушает 2 сонату Бетховена. В этот момент к ней и приходит осознание того,
насколько чиста, бескорыстна и безнадежна была эта любовь. Так заканчивается
«Гранатовый браслет», история создания которого стала творческим
переосмыслением по сути обычного явления в жизни людей.
Роль эпиграфа в рассказе Появление 2 сонаты Бетховена в рассказе не является случайностью. Дело в том, что в 1910 году А. Куприн, живший какое-то время в Одессе, часто навещал семью Майзельсов, где услышал это музыкальное произведение. Впечатление его было настолько сильным, что после возвращения домой писатель принимает решение написать о светлом и чистом чувстве, какое испытывал бедный чиновник к знатной даме. Первым его шагом стала фраза: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», записанная на листе бумаги и послужившая затем эпиграфом к рассказу о любви телеграфиста.
Роль эпиграфа в рассказе Появление 2 сонаты Бетховена в рассказе не является случайностью. Дело в том, что в 1910 году А. Куприн, живший какое-то время в Одессе, часто навещал семью Майзельсов, где услышал это музыкальное произведение. Впечатление его было настолько сильным, что после возвращения домой писатель принимает решение написать о светлом и чистом чувстве, какое испытывал бедный чиновник к знатной даме. Первым его шагом стала фраза: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», записанная на листе бумаги и послужившая затем эпиграфом к рассказу о любви телеграфиста.
Сонатой
Бетховена начинается повествование и ею же заканчивается, придавая произведению
композиционную завершенность. В результате у Куприна в финале образуется единое
трио. Великая музыка, способная пробудить в человеке дремавшие чувства и
заставить по-новому взглянуть на мир. Настоящая любовь, ничего не требующая
взамен и потому существующая вечно. Смерть, возвеличивающая человека,
способного пожертвовать собой ради благополучия другого. Таким образом,
«Гранатовый браслет» - история создания одного великого произведения –
литературного - под воздействием другого - настоящей музыки. Не меньшую роль в
пробуждении героини сыграл и подаренный ей Желтковым браслет. Грубоватый и
простоватый на первый взгляд, он таил в себе великую тайну. С давних пор
существуют легенды о том, что гранат, очень редкий и поражающий своей красотой
камень, способен принести счастье владельцу. Преподнесенный в качестве подарка,
он часто играл роль амулета. А в рассказе А. Куприна эта семейная реликвия
оделяла своего хозяина еще и даром предвидения. Можно предположить, что вместе
с браслетом Желтков хотел передать своей возлюбленной частичку своей чистой и
святой души, которая оберегала бы ее всю оставшуюся жизнь.
Осознание духовного богатства ранее чужого ей человека и понимание того, что что-то самое важное в жизни прошло мимо, приходит к Вере Николаевне уже после смерти героя. Его переживания и поступки заставили светскую даму по-новому взглянуть на себя и на мир вокруг. Так любовь в «Гранатовом браслете», пусть даже безответная и трагическая, пробуждает душу человека, наполняет ее новыми эмоциями и чувствами.
Осознание духовного богатства ранее чужого ей человека и понимание того, что что-то самое важное в жизни прошло мимо, приходит к Вере Николаевне уже после смерти героя. Его переживания и поступки заставили светскую даму по-новому взглянуть на себя и на мир вокруг. Так любовь в «Гранатовом браслете», пусть даже безответная и трагическая, пробуждает душу человека, наполняет ее новыми эмоциями и чувствами.
А.
Куприн признавался, что «…ничего более целомудренного…», чем «Гранатовый
браслет», в своей жизни не писал. Он не дает в рассказе нравственных оценок и
не пытается искать в случившемся правых и виноватых. Автор просто повествует о
ярких и в то же время печальных переживаниях героев в то время, когда люди, по
словам Аносова, «разучились любить». Во время разговора генерал отмечает:
«Любовь должна быть трагедией». Может быть, потому, что истинная любовь на
самом деле встречается в жизни очень редко и доступна единицам. Уходит из жизни
никем не понятый Желтков, но он оставляет как память о себе и как символ
искренних, прекрасных чувств старинный гранатовый браслет.
История
создания рассказа удивительна. Обыграв обычную жизненную ситуацию, А. Куприн
сумел показать, что истинная любовь – это и есть основа всего живого на земле.
Методико-библиографический отдел Жирновской центральной районной библиотеки
Комментариев нет:
Отправить комментарий