Жирновску - 55!!!

Жирновск – город наш родной


    У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной деревянной резьбой, другие – каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи – древними монастырями и церквями, четвёртые – современными проспектами, прекрасными парками, набережными.
    Своеобразен и наш город. А в этом году мы отмечаем его 55-летие.
Поздравляю с Днём рожденья, Родина!
С Днём рожденья, милый отчий дом!
Поздравляю кустики смородины
И рябинку, ту, что под окном.
И тропинку, что спешит к Медведице,
Прячась в набежавшую волну,
И оконце, что тихонько светится,
И Луну, прильнувшую к нему.
Поздравляю рощу за околицей,
За лето уставшие поля
И старушку, что тихонько молится,
Господа о помощи моля.
    8 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Жирное было преобразовано в город районного подчинения. Поскольку город Жирновск привольно раскинулся по берегам реки Медведицы, то правильнее будет сказать, что статус города получили два села Жирное и Куракино, объединённые общим понятием «город».


Медведицей назвали речку,
За что я право, не пойму.
Берёзы тонкие, как свечки,
Шуршат листвой на берегу.
Осины вздрогнули от ветра,
А он лукавый и шальной,
Умчался мерить километры,
Играя с лёгкою волной.
    

 У нашего города большая, интересная и, даже можно сказать, загадочная история. Точных сведений основания села Жирное нет, надо полагать, что первые засельщики осели здесь около середины XVIII века, народные предания говорят, что основано оно мордвою и отчасти русскими беглецами из имения князя Куракина. Они поселились сначала с восточной стороны Жирнаго озера, после же оставили то место и перешли вёрст на 5 севернее по реке Медведицы.
    Недалеко от села расположен овраг Жирновая поруба. На противоположном берегу Медведицы возвышается конусообразно Жирновая гора и при подошве её растёт чернолесье. Сохранилось предание, что здесь в XVIII столетии жили разбойники, зарывшие тут награбленные сокровища, и будто один из крестьян нашёл здесь клад. Атаманами разбойников были: Соломка и Пойду.
     В 1685 году правительница Софья, создавая видимость примирения с вернувшимся из ссылки Л.К. Нарышкиным (дядей Петра I), пожаловала ему огромную территорию в Шацком уезде, куда входили земли по реке Медведице и её притокам. В 1760 году выяснилось, что на пожалованных землях успели поселиться «неизвестные лица». Крестьян крестили, обложили данью и закрепостили, подселив к ним русских переселенцев. Так образовались село Жирное и посёлок Куракин.
     В деле архива Саратовской духовной консистории сказано, что в селе Жирном основана в 1762 году помещиком Нарышкиным деревянная церковь Покрова Богородицы.
Над Медведицей
Небо светится
Звёздной россыпью в вышине.
Замерло вокруг, не колышется,
Притаилось всё в тишине.
Лес задумался,
Запечалился.
Стройных вётел хоровод.
Лишь вершины отражаются
Кружевами в бездне вод.
Перед жарким днём
Сил добавила
Предрассветная тишина.
Зорькой ранней растворилась,
Расступилась и ушла.
    В 1890 году в селе Жирном насчитывалось 350 жилых помещений, из них 3 каменных, остальные деревянные, жителей – 1853 души обоего пола. Почти все занимались землепашеством.
    Среди прочих крестьянских забот жители села несли на себе и другую, не менее важную: как отбиться от зыбучих песков. Когда поднимался ветер, то он буквально засыпал всё подворье. Чтобы хоть как-то обезопасить себя от такого нашествия по распоряжению сельского старосты Григория Бормотина в 1888 году крестьяне засадили 30 десятин ивняком. Когда кустарник вырос, песка стало меньше и лозу стали использовать на плетение домашних вещей.
Среди уроженцев села Жирное – Ветохин Иван Андреевич (1884-1959) – выдающийся советский физиолог. Сохранился дом, в котором он родился и жил – ул. К. Маркса дом 150.
    Поиски полезных ископаемых в здешних краях велись ещё издавна, и слава об открытии новых, уникальных по своей структуре залежей «чёрного золота» в районе никому неизвестного села Жирное разнеслась довольно широко. Ещё в 1883 году исследователь И.Ф. Синцов обнаружил в этом месте известняки каменноугольного возраста, свидетельствующие о присутствии здесь нефтяных залежей. На берега Медведицы пришли геологи. Брали какие-то пробы, уезжали, снова возвращались. Вот тогда-то в лексиконе жирновчан впервые появилось слово «нефть».
     Подозрения, что в районе села Жирное есть крупные есторождения нефти, появилось у советских геологов в 1926 году. В годы Великой Отечественной войны было установлено, что в средней части реки Медведицы есть два поднятия – Жирновское и Медведицкое, в связи с этим началось разведочное бурение.
     Во время войны Жирное помогало всем, чем только можно. Благодаря тому, что здесь сохранились мельницы, село обеспечивало бойцов хлебом. В то время, когда все остальные мельницы разбили и солдат Сталинградского фронта кормили опалённой пшеницей – не было муки, чтобы испечь хлеб.

      19 мая 1948 года в село направилась Медведицкая геологоразведочная экспедиция, и эта дата считается днём образования всей Жирновской буровой кампании. В этом же году на окраине села Жирное была пробурена первая скважина, бригадой Карпа Макаровича Голикова. А в 1949 году из неё с глубины 1106 метров нефть забила фонтаном. По воспоминаниям очевидцев, фонтан ударил рядом с оврагом, и первая нефть потекла туда. Этот овраг тут же перегородили. Все присутствующие кричали:»Ура! Жирновская нефть открыта.

     Сейчас скважина №1 – это памятное место в самом начале улицы Карла Маркса, это городская достопримечательность, украшенная мемориальной доской.
     Не сразу нефтяники решили основать свою столицу на том месте, где так живописно расположился Жирновск. Было множество самых разнообразных мнений относительно «привязки» будущего города. Требовалось не только благоприятное природное окружение, могущее впоследствии стать готовой зоной отдыха для горожан, но и транспортные связи с областным центром, хорошие подъездные пути.
     Самым серьёзным конкурентом у села Жирное, на окраине которого была пробурена первая нефтяная скважина, в претензии на городское строительство оказалась железнодорожная станция Медведица.
      Здесь казалось было всё. Прекрасные сосновые боры, близость чистой и прозрачной, быстротечной реки Медведицы, песчаная почва в окрестностях обещала будущему городу жизнь без распутицы в дождливую погоду. Но и окрестности села Жирное ничем не уступали, и победа осталась за ним.
Я люблю тебя мой отчий край,
И любовь моя к тебе безмерна,
Что бы не случилось, так и знай,
Дочерью я буду самой верной.
Родина! Тебя боготворю,
Пью реки прозрачное дыханье,
Как девчонка, время тороплю,
Вновь спешу с тобою на свиданье.
Я люблю входить в сосновый бор,
Забрести в берёзовую рощу,
Взглядом обнимать степной простор,
Там, где ветер ковыли полощет.
Загляделись в речку облака,
На закате солнышко скатилось,
В волны приняла его река,
Перед сном румяное умылось.
А на берегу в ночной тиши,
Над водой склоняя стан свой тонкий,
Вновь роняя слёзы в камыши,
Горько плачет ива, как девчонка.
В глубине купались облака,
Пыль дорог смывали с белых крыльев,
Как была дорога нелегка, сотни вёрст над Родиною плыли.
Словно стая белоснежных птиц,
Крылья размахнув над этой синью,
 Не оков не зная, ни границ,
В речке умывается Россия.
     Примечательно воспоминание одинокой сельской старушки, пустившей на постой, как она рассказывает, городскую барышню, худую и измождённую, обутую в рваные башмаки, тащившую на спине мешок с чем-то тяжёлым.
      Летом дело было, под вечер. Уже садилось солнце, давно пригнали с пастбища коров. Улеглась поднятая их копытами пыль на единственной в селе Жирном улице.
       Сидела старушка на завалинке, ждала, когда выйдет кто-то из соседок и поведут они неторопливую беседу о том о сём. И вдруг увидела она, что приближается к ней девица не девица, женщина не женщина, в общем человек какой-то, вроде бы «бабьего обличья», и тяжёлое что-то тащит на себе. Подошла ближе: барышня, видать, из городу. Притомилась, бедняжка, еле дышит. Опустила к ногам заплечный мешок. Громыхнуло что-то в нём, и молоток какой-то диковинный, с длинной ручкой, торчит из мешка.

    – Геолог я, бабуся,  – сказала незнакомка. – Пустите переночевать. Работу я свою закончила, от вас прямо домой. И не беспокойтесь, пожалуйста, я заплачу за ваши хлопоты.
     Какая там плата! Обрадовалась одинокая старушка нежданной гостье, приютила, накормила, спать уложила. А утром сделала всё как того пожелала «барышня городская», назвавшаяся «хеолыхом».
     Сели завтракать. Гостья весёлая сделалась, всё напевает, хозяйку потчует настольной снедью, будто и не постоялица, а сама хозяйка. И больно ласковая девушка, вежливая и грамотная, видать, аж больше некуда. Слова у неё какие-то все учёные, нездешние, видать, в книжках вычитанные.
  –  А кто же ты будешь, если хеолых? – ласково спросила гостью старушка. – зачем по дорогам одна ходишь, мешок какой-то таскаешь, что у тебя в мешке-то, коли не секрет?
  – Ну, какие тут секреты! – звонко звонко засмеялась девушка. – Ой, прогремит скоро ваше село Жирное! И неслучайно совсем необычно назвали здешние села. Нефть да руда залегают в ваших краях. А геологи, добрая моя бабуся, и нашли эти подземные богатства. За нами придут геодезисты, буровики, промысловики и забьют из недр земных мощные фонтаны «чёрного золота», и преобразится глухой уголок природы. «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!» - весело пропела барышня городская…

     А была это саратовский геолог Полина Михайловна Быстрицкая – первооткрывательница Жирновской нефти.
     Большой вклад в развитие нефтяной промышленности внесли знатные буровые мастера: Покасов, Лыгин, Паниотов, Козынченко, вышкомонтажник Гайворонский, мастера по добыче нефти и газа Бахарев, Игнатовский, сварщики братья Тарабрины и другие. Многие из них отмечены высокими правительственными наградами.
С уваженьем смотрю на чумазых парней,
У отцов перенявших смекалку в буренье,
Буровым мастерам город статью своей
Был обязан в своём изначальном рожденье.

     С открытием нефтяных месторождений сюда стали съезжаться рабочие – не только нефтяники – со всех концов Советского Союза, в связи с чем, численность населения стала быстро увеличиваться. Если вначале в селе было чуть больше тысячи жителей, то в 1954 году уже образовался рабочий посёлок.
     Всё дальше и дальше уходили в степь разведчики недр, всё явственнее обозначали контуры посёлка контуры посёлка строители. Вот уже потянулись улицы Матросова, Советская, Пушкина и самая-самая красивая имени Ленина. В августе 1954 года построено здание школы-десятилетки (ныне школы №2). В декабре 1954 года на улице Матросова жирновские строители начали возведение первых кирпичных двухэтажных домов. Тогда же застраиваются улицы Советская, Пушкина, Ленина. В августе 1955 года сдан в эксплуатацию главный корпус больничного городка. В июне 1955 года началось асфальтирование улиц посёлка. В ноябре 1955 года возведён металлический мост через Медведицу. Июнь 1956 – сооружён рабочий автовокзал. Ноябрь 1956 – сдано в эксплуатацию здание комбината бытового обслуживания. В нём – фотоателье, парикмахерская, швейная и часовая мастерские. Ныне это здание ЗАГСа. Декабрь 1956 года – закончено строительство стадиона «Нефтяник» на 10 тысяч зрителей.
     8 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок был преобразован в город районного подчинения. Население города составило 17600 жителей.
В низине у речки родился и вырос
Один городок под названием Жирновск.
Для жителей нет места этого краше,
Ведь жизнь ему дали нефтяники наши.
За счёт трудового, простого народа
Он рос, хорошел, молодел год от года.
Летели года, вырастали постройки,
Своим чередом шла размеренно жизнь,
И лишь времена небольшой перестройки
По городу бременем тяжким прошлись.
Но выстоял, выдержал он вместе с теми,
Кто верил так искренне в завтрашний день.
По-новому люди на всё посмотрели,
Планируя много больших перемен.
Зажил ещё лучше наш город сосновый,
И каждый его переменам был рад;
Сначала мы площадь увидели новой,
Затем изменился, стал сказкой горсад.
И вот в малый срок появились газоны,
Бордюры, мосты, турникеты и сквер.
Город, поистине, стал бесподобным,
Край добрых надежд и хороших манер.
Зелёные сосенки машут ветвями,
Приветствуя снова приезжих гостей,
Порадуйтесь, люди, и вы вместе с нами,
Ведь стоило всё это тех трудностей.
На месте, где были песчаные бури
 И зелени было всего лишь на треть –
Однажды нефтяники смело шагнули,
Чтоб в будущем было на что посмотреть.
     Город нефтяников очень уютен, красив. Его любят местные жители и приезжие. Районные и городские власти делают всё возможное, чтобы жирновчанам было уютно в их родном, любимом городе. Любуясь тенистыми улицами, прекрасной планировкой, не всегда задумываемся, что всё создано за счёт нефти, нелёгким трудом тружеников недр.
Скажите, кто же не влюблён
В наш живописнейший район:
Река и сосны – красота!
Лугов весенних пестрота.
Наш городок пусть невелик,
Но в сердце каждого проник.
День ото дня всё краше он,
Как чист здесь колокольный звон!
Тут щедро недра нефть дают,
И здесь нефтяники живут.
Зимой и летом, в дождь и зной
Спешат к заветной буровой.
А по субботам, как всегда,
Весёлых свадеб череда.
И обойди хоть тысячу мест,
Прекрасней наших нет невест!
Вот мама в детский сад спешит,
Там подрастают малыши.
За добрым праздничным столом
Мы песни русские споём.
Мы – жирновчане, наших знай!
Расти и хорошей мой край!
Иначе жить никак нельзя,

И в этом вся наша стезя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий