Анатолий Васильевич Ляпидевский родился 23 марта 1908 г. в с. Белая Глина (Краснодарский край), в семье священнослужителей. Детство будущего героя прошло в г. Ейске. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он ушел на заработки в ст. Старощербинскую (Кубань), где работал батраком почти 4 года. Затем стал подручным кузнеца и учеником слесаря, а после этого - помощником шофера маслобойного завода.
В 1926 год Ляпидевский вступил в Красную Армию, а когда по всей стране прокатились лозунги партии, призывающие молодежь вступать в ряды авиации, молодой парень исполнил свою давнюю мечту - в следующем году успешно закончил военно-теоретическую школу для летчиков. Его наставниками стали такие опытные инструкторы Сигизмунд Леваневский и Василий Молоков.
В 1928 г. Анатолий Ляпидевский стал выпускником Севастопольской высшей
школы красных морских летчиков. Трудовой стаж парня на этом поприще прошел
через ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а также через Школу морских
летнабов Ейска, где он работал летчиком-инструктором. В 1933 г вышел в запас.
Но и после этого Ляпидевский не оставил своей любви к небу и попросился на
один из самых трудных летных линий – Сахалинскую, где был пилотом в правлении
ГВФ Дальнего Востока. Затем, уже на Крайнем Севере, трудился в отряде
управления полярной авиации Главсевморпути.
В 1934 году ему довелось участвовать в спасении команды челюскинцев,
находившихся в плену у полярных льдов. Он самым первым прибыл в зону бедствия и
совершил на своем двухмоторном самолете АНТ-4 целых двадцать девять поисковых
полетов в страшную пургу, которые вначале не привели к успеху. Наконец пятого
марта 1934 г, Анатолию Ляпидевскому удалось обнаружить лагерь Шмидта, сесть на
дрейфующую льдину и вывезти оттуда десять женщин и двоих грудных детей.
Подвиг двадцатипятилетнего молодого парня сделал его известным далеко за
пределами СССР. Анатолий Васильевич Ляпидевский стал считаться лучшим полярным
летчиком во всем мире, но… слишком секретным. Из - за «железного занавеса»
иностранным журналистам пришлось довольствоваться лишь крохами информации о его
биографии.
За совершенный полярный подвиг Анатолию Ляпидевскому самому первому в СССР
20 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением
ордена Ленина. А четвертого ноября 1939 года он был удостоен медали «Золотая
Звезда» под номером 1.
В 1935 году Анатолий Ляпидевский вернулся в армию, одновременно поступив в
военно – воздушную академию им. Жуковского. После окончания ВУЗа, в 1939 году
был назначен на должность заместителя главы инспекции Народного комиссариата
авиапромышленности, а с октября 1941 г, Анатолий Васильевич Ляпидевский
возглавлял авиационный завод №156 в столице.
Когда началась Великая Отечественная война А.В. Ляпидевский стоял во главе
четвертого отдела НИИ ВВС, а в сентябре 1943 г его назначили заместителем
командующего ВВС девятнадцатой армии. После этого опытного управленца и летчика
направили на Карельский фронт в качестве начальника полевого ремонта седьмой
воздушной армии.
Начиная с 1943 года, и до окончания войны, Анатолий Васильевич Ляпидевский
возглавлял авиационный завод. После окончания ВОВ был главным контролером
Госконтроля СССР, первым замом министра авиапромышленности, руководил заводом,
подконтрольным Министерству машиностроения. В 1961 году генерал-майор авиации
Анатолий Васильевич Ляпидевский уволился в запас. Его именем названы улицы во
многих городах нашей страны, установлены памятники и бюсты первому Герою
Советского Союза, школы и колледжи носят имя Ляпидевского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий