Французский философ и писатель Дени Дидро запомнился миру благодаря трактатам о религии и искусстве, проникновенным романам о жестокой доле монахинь, острым семейным пьесам и крупнейшему справочнику эпохи Просвещения – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Его переписка с Софи Волан – эталон романтического письма, раскрывающий глубины сурового, но справедливого представителя Франции XVIII века.
Биография Дени Дидро берет начало 5 октября 1713 года во французском городе Лангр. Из 7 детей Дидье Дидро и Анжелики Вигнерон лишь четверо дожили до совершеннолетия. Дени, будучи старшим ребенком, помогал воспитывать сестер Денизу (1715-1797) и Анжелику (1720-1749), брата Пьера-Дидье (1722-1787). Согласно сведениям историков, теплее всего Дени относился к Денизе, восхищался ею, называл «Сократом в женском обличии».
В детстве будущий писатель зарекомендовал себя как блестящего
ученика. Родители решили, что мальчик будет прислуживать церкви. В 1726 году
Дени поступил в католический лицей Луи Великого, где воспитывались священники,
затем – в Jansenist Collège d'Harcourt. Изучая вселенную и место человека в
ней, в 1732 году Дидро окончил колледж и получил степень магистра философии.
Идеи современной ему эпохи, взгляды на историю государственности
и права побудили Дидро оставить профессию священника и поступить на юридический
факультет Парижского университета. Позже, в 1749 году, француз окончательно
разочаровался в религии: горячо любимая сестра Анжелика, будучи монахиней,
умерла от переутомления во время несения церковной службы.
Желание стать
писателем настигло Дени Дидро в 1743 году, и он начал с переводов английских
произведений на французский язык. Среди ранних работ – «История Греции» Тэмпла
Станьяна (1743), «Медицинский словарь» Роберта Джеймса (1746-1748). В 1745 году
опубликовал «Опыт о достоинстве и добродетели» английского философа Энтони
Шефтсбери, но с собственными размышлениями.
В 1746 году Дидро выпустил первую авторскую работу –
«Философские мысли». В этом труде француз размышлял о примирении разума с
чувством и пришел к выводу, что без дисциплины чувство будет разрушительным, а
разум необходим для контроля. Религиозная идея подробно рассматривается в
«Прогулке скептика» (1747). Эта работа – диалог между деистом, атеистом и
пантеистом о природе божественности. Деист опирается на телеологический
аргумент, атеист объясняет происхождение вселенной физикой, химией и законами
динамики, пантеист говорит, что бог – это космическое единство разума и
материи.
«Прогулка скептика» была опубликована лишь в 1830 году: местная
полиция пригрозила Дидро сожжением рукописи и арестом в случае распространения
этой «ереси». Угроза была реализована в 1749 году – за труд «Письмо о слепых
для тех, кто может видеть» философа заточили в тюрьме Венсен. В одиночной
камере Дидро имел только «Потерянный рай» Джона Мильтона, на полях которой зубочисткой и самодельной тушью
оставлял заметки. Заключение длилось с июля по ноябрь.
В 1750 году Дидро стал главным редактором крупнейшего французского
справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или толкового словаря наук,
искусств и ремесел». За 16 лет работы над книгой Дени написал несколько сотен
статей об экономике, механике, философии, политике и религии. Бок о бок с Дидро
работали Жан-Жак Руссо, Вольтер,
Шарль Луи де Монтескьё и другие великие французы.
Редакцию Дидро прошли 28 из 35 томов «Энциклопедии».
Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось, потому что тот без
ведома мыслителя вычеркивал «опасные» мысли из статей. Посчитав этот поступок
предательством, философ распрощался с монументальным трудом.
В 1750-е годы француз обращается к театру и сочиняет ряд пьес,
посвященных семейной тематике. Драма «Внебрачный сын» (1757) обращается к теме
незаконнорожденных детей, а «Отец семейства» (1758) – автобиографичное
произведение о выборе жены по велению сердца, а не по желанию отца.
Помимо
философских трактатов, трудов об искусстве («Салоны»), пьес, Дидро писал
художественные произведения. Ключевыми являются роман «Жак-фаталист и его
хозяин» (1765-1780), диалог «Племянник Рамо» (1760-е), повесть «Монахиня»
(1780). А еще перу Дидро принадлежат множество афоризмов, в том числе
высказывание «лестничный ум», которое подразумевает нахождение подходящего
ответа в момент, когда время для него уже упущено.
Биография Дени Дидро тесно связана с Россией, а именно с Екатериной II Великой. Узнав о финансовых трудностях талантливого французского
философа, императрица предложила купить его библиотеку и назначить его
наблюдателем с зарплатой 1000 ливров в год. Она выплатила Дидро аванс за 25 лет
службы вперед.
В октябре 1773 года француз приехал в Санкт-Петербург и пробыл в
России 5 месяцев. За этот период Дидро и Екатерина II встречались почти
ежедневно. Желая привлечь внимание императрицы к своим мыслям, философ хлопал
ее по ногам.
В письме к Марии Жофрен, владелице французского литературного
салона, Екатерина писала, что после бесед с Дидро у нее на бедрах остаются
черные синяки.
Одна из основных тем для обсуждения – превращение России в
идеальное государство, создание утопии. Екатерина Великая, видимо, считала
мысли Дидро неразумными. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром
императрица писала, что если последовать его идеям, то Россию постигнет хаос.
В начале 1743 года философ познакомился с
Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796) – необразованной девушкой из низшего
класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек,
желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился
идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени.
Писателя заточили в монастыре Кармелитов.
Спустя несколько
недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный
вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не
хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка
изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались
в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный
факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.
В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на
свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла.
Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным
выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших
матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.
Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его
любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин
де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан –
Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей.
Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись
в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.
Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что
он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются
цитаты, кричащие об искренности чувств: «Я люблю вас так, как можно любить лишь
однажды, и кроме вас не полюблю никого».
Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка,
история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет
мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его
библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.
На 71-м году жизни, пережив Софи Волан на 5
месяцев, Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года от эмфиземы легких. Тело
захоронили в церкви Святого Роха, но в период Французской революции 1789 года
все могилы в храме были разорены. Сейчас точное местонахождение останков
философа неизвестно.
Самая знаменитая фраза Дени Дидро: «Люди
перестают мыслить, когда перестают читать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий