КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ
180
лет со времени публикации комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя (1836)
Великий русский
классик, драматург, публицист, поэт и критик Николай Васильевич Гоголь
(урождённый Яновский) за свою жизнь написал немало произведений. Одно из самых
ярких комедия в 5 актах «Ревизор». История создания «Ревизора» интересна и
необычна, она берёт своё начало в 1934 году.
Гоголь
был уверен, что комедийный жанр – это будущее русской литературы. Обсудить это
он решает с Александром Сергеевичем Пушкиным, и тот, в свою очередь,
рассказывает ему историю-анекдот о лже-ревизоре, который прибыл в город Устюжна
и лихо обобрал всех его жителей. История создания комедии «Ревизор» Гоголя не
существовала бы, если бы не та знаменательная встреча. Рассказ Пушкина о ловком
мошеннике необычайно поразил Николая Васильевича, и он задумал написать об этом
произведение, которое вылилось в остросюжетную комедию на 5 актов.
Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В
январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в
присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею
Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история
«Ревизора» была ещё далека от завершения.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я
тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях,
где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом
посмеяться над всем» — так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое
предназначение он для неё видел — беспощадной насмешки, очищающей сатиры,
орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако
почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в «Ревизоре» ничего
больше добротной, качественной «комедии положений». К постановке пьеса была
допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось
убеждать императора в благонадёжности комедии.
Премьера пьесы в первой редакции
состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был
разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности
комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился водевильным,
примитивно-комическим. Лишь И.И. Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел
передать авторский замысел, привнести в образ сатирические
ноты. Однако исполненная даже в таком, весьма далёком от авторского желания
виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. «Верхи» общества,
обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена
«невозможностью, клеветою и фарсом»; по неподтверждённым данным, сам Николай I,
присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне
— больше всех». Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это
хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.
И, тем не менее, самодержцу пьеса
пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам.
Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор
неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её
окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки.
Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант,
который известен современному читателю.
Как видим, история создания пьесы
«Ревизор» свидетельствует о том, что написание этого произведения далось автору
нелегко , отняв у него немало сил и времени. И, тем не менее, комедия нашла
своих ценителей в среде просвещённых и думающих людей. У многих передовых
критиков «Ревизор» снискал очень высокие оценки; так, В. Белинский в своей
статье пишет: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все
превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое
целое…». Подобного мнения придерживались и многие другие представители
просвещённого общества, несмотря на поток критики в адрес комедии и самого
автора. На сегодняшний день пьеса «Ревизор» занимает заслуженное место в ряду
шедевров русской классической литературы и является блестящим образцом
социальной сатиры.
Методический отдел Жирновской центральной районной библиотеки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий