26 сентября 2023

26 сентября 2023 года исполняется 100 лет со Дня рождения Александра Петровича Межирова

 26 сентября 2023 года исполняется 100 лет со Дня рождения Александра Петровича Межирова. Юбиляр родился 26 числа 1923 года в Замоскворечье в еврейской семье, переселившейся в Москву из Чернигова незадолго до его рождения. После окончания школы, в 1941 году, не дождавшись окончания школы, добровольцем ушел на фронт и был зачислен на курсы десантников. После ранения был направлен на Ленинградский фронт пулеметчиком. Участвовал в боях по прорыву блокады в Ленинграде. Ветеран Великой Отечественной войны - Александр Петрович видел гибель на поле боя, нечеловеческие страдания мирных жителей - защитников города и смерть детей на льду Ладоги.

«Война потрясла меня до глубины души» - писал впоследствии Межиров. Поэт был потрясён размахом человеческой трагедии, сверх напряжением сил людей и их неисчерпаемым запасом прочности, героизма, что позволило народу всё вынести и победить. В его стихах соединены повседневность и героизм. Он эмоционально описывает героя, его бытие. Для поэта важна нравственная основа подвига людей, победивших в войне. Опыт войны для него остро драматичен. Таковы и его стихи.


Пули, которые посланы мной,
не возвращаются из полета,
Очереди пулемета
режут под корень траву.
Я сплю,
положив голову
на синявинские болота,
А ноги мои упираются
в Ладогу и в Неву.
Я подымаю веки,
лежу усталый и заспанный,
Слежу за костром неярким,
ловлю исчезающий зной.
И, когда я
поворачиваюсь
с правого бока на спину,
Синявинские болота
хлюпают подо мной.
А когда я встаю
и делаю шаг в атаку,-
Ветер боя летит
и свистит у меня в ушах,
И пятится фронт,
и катится гром к рейхстагу,
Когда я делаю
свой
второй
шаг.

Для Межирова, сочинение стихов не профессия, а жизнь. В 1943 году вышла первая книга стихов «Дорога далека». Особое место в его творчестве занимают переводы. Для Александра Петровича это - форма его творчества. «Переводческий труд от сочинения собственных стихов никогда не отделял», - говорил Межиров - «Поэзия-судьба. Она приходит, и покидает, и снова приходит». И мы открываем страницы книг замечательного автора и приобщаемся к высокому строю мыслей поэта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий